С Рождеством Христовым! Со Старым Новым годом! «Ну і де ті роги, щоб ковбасу повісити?»

Щедрик, ведрик! Дайте вареник!«В канун Рождества Христова и после, и в канун Васильевой коляды, в Малороссии именуемый Щедрый вечер, девчата на выданьи, парубки да детвора рядятся чертями, козлами и бог весть какой нечистью. Идут по дворам шумным кагалом прохожих задирать, баламутить-веселить честной народ, гадать, кто на что горазд, и петь колядки…»

Колядовать - значит петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда и будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому», -  записал 180 лет назад Николай Васильевич Гоголь в одном из своих «Дневников».

Щедрик, ведрик! Дайте вареник!
С тех пор многое произошло и изменилось в мире: мировые войны и революции крушили и ломали человеческие судьбы, стремительное развитие науки и техники кардинальным образом изменили наш быт и мировоззрение. Только одного не коснулись изменения - народных традиций. Они и по сей день А куда ж без этого - издавна в деревнях и селах на Старый Новый год поют колядки. Негоже и нам забывать народные традиции.  живы, неизменны и любимы народом.
- Со своими учениками хожу колядовать-щедровать лет 15, - рассказывает Елена Сарина, учительница из Алушты. - И каждый год детвора в восторге и с удовольствием колядует. Мы с детьми ходили-балагурили на Рождество. Теперь собираемся колядовать и под Старый Новый год. А куда ж без этого - издавна в деревнях и селах на Старый Новый год поют колядки. Негоже и нам забывать народные традиции.  
Елена Владимировна сама в юности и гадала на зимние праздники, и колядовала. И со своими учениками разучила множество народных колядок.
   - Сейчас дети ходят, в основном, с одними и теми же песнями с шестого и до девятнадцатого января, - продолжает Елена Владимировна. - Но ведь на Коляду под Рождество и на Крещение положено петь одни песни, на Щедрый вечер, то есть под Старый Новый год, - другие.
   Елена говорит, что перед выходом на колядки ее ученики друг друга гримируют. Потом наряжаются: девочки превращаются в цыганок, одну обязательно переодевают в «козу», а мальчишки рядятся в «медведя» и «козьего поводыря». Причем для косолапого дети сами сшили из овечьих шкур лохматый костюм.
   - К нам присоединяются и родители учеников, - улыбается Елена Владимировна. - Кто-то рядится Дедом Морозом, кто-то - Снегурочкой, кто-то - чертом, а кто-то - дьяком. А в этом году с нами будет ходить сам Николай Васильевич Гоголь - дети с родителями пошили костюм, а Ваня Барин очень похож на Гоголя.
   Сама Сарина одевается в овчинный тулуп, прикрепляет бороду и берет в руки баян - изображая «деда-песенника».  
   Обычно учительница с детворой начинают свой «колядный ход» с ближайшей от школы многоэтажки.
   - Поднимаемся на этаж и жмем на звонки всех квартир сразу, - говорит Елена Владимировна. - Одновременно начинаем петь, а я громко играю на баяне. Как только откроется первая дверь, вся наша коляда тут же начинает кружить в хороводе - благо лестничная клетка просторная - и петь колядки. «Коза» же быстренько подбегает к открывшейся двери и танцует. Потом внезапно падает, а «козий поводырь» и «медведь» объясняют, что «коза» «оживет» только лишь после угощения. И начинают петь древнюю колядку с намеками на то, что именно требуется для оживления «козы»:
   - Нам же, славцам, не рубь-полтина,- единая гривна.
Пива - братыня, яиц - коробица, скляница вина, бочка квасу, морда рыбы. Блюдо шанег, ставец оладий и масла крыница!
   А после того, как радушные хозяева опустят гостинец в тут же протянутый детворой мешок, коза поднимается и поет-благодарит.
   Так Елена Владимировна с учениками переходит от квартиры к квартире, от дома к дому. Успевая за день поздравить до 30 семей. В благодарность за спектакль люди кидают в мешки ряженых и сладости, и сало с колбасой, и мелкие деньги. Шумную ватагу детворы принято встречать словами: «Ну, і де ті роги, щоб ковбасу повісити?».
   - Часто совершенно незнакомые люди нас спрашивают, когда мы колядуем у их дверей: «А на следующий год придете?», - говорит Елена Владимировна. - На что дети им отвечают: «Обязательно! Без этого Рождество и Старый Новый год - не настоящие!»

С Рождеством Христовым! Со Старым Новым годом!     Старый и Новый
   Старый Новый год - это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Отмечается преимущественно в тех странах, где православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.
   В России, отличающейся неприятием новшеств, Новый год отмечается и по григорианскому календарю - его мы уже встретили, и по юлианскому календарю – в полночь между 13 и 14 января.
   Это отчасти связано с тем, что Русская православная церковь продолжает отмечать и Обрезание Господне, и Рождество Христово, как и все церковные праздники, по юлианскому календарю. Традиция отмечать старый Новый год возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летоисчисление.
   Традиция встречать Старый Новый год сохранилась и в Сербии и Черногории, поскольку Сербская православная церковь продолжает жить по юлианскому календарю. Сербы называют этот праздник Сербский Новый год.
   Старый Новый год по юлианскому календарю (старый день св. Сильвестра, нем. Alter Silvester) отмечают также в некоторых немецкоязычных районах Швейцарии. Как и в России, это - следы народного неприятия перехода на григорианский календарь - этот переход в протестантской Швейцарии происходил в XVII-XVIII веках.

Александр БАЛАГАНОВ. Фото автора

Как вы относитесь к колядующим людям?

Людмила Леонидовна, 73 года:
- Я очень люблю деток, которые приходят колядовать. К сожалению, я живу в доме, который находится в общем дворе, и по состоянию здоровья не могу услышать их стук и пение, а так бы я накупила конфет хоть на всю свою пенсию. Когда мне было лет двенадцать, я тоже ходила колядовать вместе со своими друзьями и люди всегда были нам рады.
 

Степан, 21 год:
- Лет пять назад, когда я жил вместе с родителями, под Рождество к нам всегда приходили колядующие. Относился я к ним всегда абсолютно нормально, жаль, что сейчас я практически не наблюдаю людей, которые ходят колядовать, наверное, эта традиция со временем устарела.

 

Кристина, 19 лет:
- Я полностью приветствую эту традицию, в детстве даже мне самой приходилось колядовать. Мне кажется, что колядование приносит в дом счастье и ни в коем случае не нужно забывать эту замечательную традицию. Сама же я в данное время не хожу распевать колядки, так как катастрофически не хватает времени.
 

Виктор, 14 лет:
- Если честно, то когда в дом одна за другой заваливаются толпы кричащих детей, то это начинает раздражать. Если бы колядовать приходили один- два человека и вели себя культурно, тогда еще куда ни шло. Признаться честно, я и сам раньше ходил распевать колядки, а сейчас отвык. Возможно, уже вышел из этого возраста.

 

Александр, 16 лет:
- Если честно, то мне все равно: придут ко мне колядующие дети или нет, это их право. Я считаю, что нет такого человека, который бы не колядовал в детстве, но лично я делал это только за компанию, с друзьями. Я вообще не считаю это традицией, в наше время этой ерундой уже почти никто не занимается.

 

Роман, 28 лет:
- Я считаю, что не может быть Рождества без колядок и щедривок. Хотя сам я не хожу по чужим домам, не было еще такого, чтобы под Рождество ко мне не заглянули поющие детишки. Я всегда рад и никогда не могу отказать им в сладостях.

Подготовила Алиса СЕЛЕЗНЕВА

 

«В канун Рождества Христова и после, и в канун Васильевой коляды, в Малороссии именуемый Щедрый вечер, девчата на выданьи, парубки да детвора рядятся чертями, козлами и бог весть какой нечистью. Идут по дворам шумным кагалом прохожих задирать, баламутить-веселить честной народ, гадать, кто на что горазд, и петь колядки…»
 

Отправить комментарий