«И построена крепость Сугдея …»

В древнейшие времена
Пребывание человека в окрестностях Судака прослеживается еще со времени последнего оледенения в истории Земли, когда в Крыму даже летом стояли холода. Жившие тогда, то есть 80…30 тыс. лет тому назад древнейшие люди - неандертальцы - умели добывать огонь, а в свободное время занимались искусством. Они охотились на мамонтов и северных оленей: питались их мясом и одевались в их шкуры. Примерно 30 тыс. лет тому назад неандертальцев сменили, вытеснили или просто съели люди современного вида, то есть кроманьонцы. О чем красноречиво свидетельствуют следы пиршества на стоянке древних людей в обрыве горы Меганом в Капсельской долине и на горе Караул-Оба.
В I тыс. до н. э. и в первые века н. э. на территории, прилегающей к Судакской бухте, обитали аборигенные племена тавров. Жильем им служили пещеры и хижины, сложенные из крупных камней и бревен. Занимались тавры охотой, рыболовством, мотыжным земледелием, скотоводством и пиратством. По свидетельству древнегреческих авторов, тавры нападали на проходящие мимо берегов суда, выходя для этого в море на утлых долбленых челнах.
Чтобы хоть в какой-то мере контролировать тавров и обеспечить безопасность плавания по маршруту Пантикапей - Феодосия - Херсонес на западных отрогах горы Караул-Оба в I веке до Рождества Христова пантикапейцами была построена крепость.
Два века сосуществовали бок о бок крепость могучего Боспорского царства и таврский пиратский порт Лепхор. Но, в конце концов, случилось то, что случилось: малочисленный гарнизон крепости перестал быть серьезной помехой таврам в их пиратском промысле, и в жаркий полдень начала лета 212 года через непроходимую теснину меж гор Терс и Сычан-Тепе в пиратское логово ворвалась аланская конница. Всадники, закованные в тяжелую броню скифских катафракт, в мгновение ока подняли на копья караульных и обрушили град зажигательных стрел на шатры и деревянные строения Лепхора - «лисьего места» – так называли феодосийские греки пиратское поселение на месте нынешнего Судака. В надежде на спасение, обезумевшие от ужаса мужчины, женщины и дети побежали к берегу моря, к своим утлым суденышкам. Но аланские стрелы с тяжелыми бронзовыми наконечниками догнали всех…
Сняв долгополые, сплошь покрытые бронзовыми или железными пластинами кафтаны-катафракты, кочевники из далекой иранской земли принялись снимать с убитых скальпы и, подобно скифам, украшать ими сбрую своих коней. Перешагивая через трупы, грабили опустевший Лепхор, время от времени поглядывая на догорающие пиратские корабли…
Аланы выполнили первую часть своего договора с феодосийскими купцами – уничтожили пиратов. Теперь же, собрав добычу и сложив ее в своем лагере на берегу реки, которую тут же окрестили Сугдей – что в переводе с тюркского означает «ручей», решали - каким образом будет сподручней заложить на этом месте город. Выполнив тем самым вторую часть своей клятвы феодосийцам…

«Построена крепость Сугдея…»
Возможно, что безымянный средневековый монах сгустил краски, описывая уничтожение Лепхора. Но в том, что город был заложен аланами именно в 212 году от Рождества Христова, сомневаться не приходиться – об этом красноречиво свидетельствует одна из записей на полях Синаксаря - греческой рукописной книги религиозного содержания, в средние века хранившейся в одном из христианских монастырей города. В пометке, датированной 1296 годом говориться: «Построена крепость Сугдея в 5720 году. Всех же лет от построения Сугдеи до сегодняшнего дня, т. е. до 6804 года, 1084». Летосчисление в Византии и на Руси в средние века велось от «сотворения мира» и 5720 год этого летосчисления соответствует 212 г. Христианского летоисчисления.
За время своего существования город сменил 27 названий. Греки называли его Афинеоном, Лепхором, Сугдеей, Сугдаей, Сидагиосом. Генуэзцы нарекли Солдайей; русичи - Сурожем. Восточные и арабские географы именовали его Солтаком, Шолтатией, но чаще всего тем именем, которое он носит и сегодня – Судак.
Впервые в литературном тексте Сугдея упоминается в «Космографе» VII века неизвестного автора из Равенны. В числе других городов северного побережья Черного моря в «Космографе» упоминается и Судак, - под именем Согдабон, и указано его местонахождение. С этого времени различные письменные источники упоминают город постоянно. Особенно часто в связи с тем, что в VII веке здесь образуется епархия, а несколько позднее размещается резиденция архиепископа и митрополита. И Судак становиться главным христианским духовным центром Крыма.
В XI веке город был захвачен кочевниками кипчаками (половцами), которые владели им до начала XIII века. К этому времени установились прочные торговые связи Сугдеи с Западом и Востоком - Малой Азией.
Во второй половине XII века в Судаке появляются посланцы могучего Византийского государства - венецианские и пизанские купцы. А в 1223 г. Судак стал первым из городов Европы, захваченных и «монголо-татарами» Потрясателя Вселенной - Чингисхана. В дальнейшем конкуренция со стороны находящейся рядом Кафы и постоянные разгромы, учиняемые монголо-татарами (в XIII веке - пять раз, а в XIV - одиннадцать), привели к тому, что к 1365 г. город потерял свое прежнее значение столицы Великого Шелкового пути и оная плавно перешла в Старый Крым.
В средневековье
В июне 1365 года внезапным ударом с моря генуэзцы овладевают Судаком, который вот уже полтора столетия именуется венецианцами Солдайя, и выдворяют из города и пизанских и венецианских купцов. Правда, в этом же году золотоордынский темник Мамай изгоняет из города захватчиков-генуэзцев и возвращает город венецианцам. Но ненадолго. После того, как 8 сентября 1380 года войска Мамая потерпели сокрушительное поражение на Куликовом поле, хан Тохтамыш, захвативший власть в Золотой Орде и свергнувший Мамая, вернул им Солдайю и, помимо того, Тохтамыш признал за Генуей право на прибрежную полосу от Чембало (Балаклавы) до Лусты (Алушты). На этой территории генуэзцами было сформировано Капитанство Готия. Но и признал и вернул только после того, как генуэзцы в Старом Крыму убили экс-хана Мамая.
Благодаря Тохтамышу генуэзцы прочно укрепились в Солдайе, полностью подчинив население своей власти, а город, как бы мы сейчас выразились, сделали своей военной базой на Черном море.
Организацию военно-морской базы генуэзцы начали с сооружения знаменитой теперь на весь мир Судакской крепости. На протяжении сорока с лишним лет новые властители Крыма возводили самую мощную в Европе крепость, используя при этом уже имевшиеся укрепления византийской крепости, возведенной по приказу басилевса Юстиниана на руинах старой пантикапейской. Интересно, что в течение всего строительства в крепостные стены вмуровывались каменные плиты, на которых высечены гербы и надписи, сообщавшие, при каком консуле и когда сооружалась та или иная стена или башня.
Как показало время, Генуэзская крепость была далеко не бутафорской: все выдержала. Видно знали генуэзцы толк в фортификации. И когда в мае 1475 года в Судакской бухте высадились турки, крепость так стойко защищалась, что изо всех генуэзских колоний в Крыму Солдайя пала последней.
После жесточайшего штурма, положив под крепостными стенами почти 20 тысяч янычар, турки все же смогли ворваться в Солдайю. Но, этому предшествовала многочасовая бомбардировка из корабельной артиллерии, после которой в крепости сталось всего несколько десятков защитников. И еще турками пришлось приложить немало усилий, чтобы осушить с северной - пологой стороны - крепостной ров, поскольку с других трех остальных сторон крепость абсолютно неприступна.
Не желая сдаваться врагу, последние защитники крепости во главе с консулом Хрисофоро ди Негро и несколько сотен горожан заперлась в главном храме цитадели, продолжая отражать яростные атаки янычар. Тогда турки подожгли храм…
В 1928 году археологи нашли в этом месте множество обугленных человеческих скелетов. А на камнях крепостных стен и башен до сих пор видны следы от ядер, острых клинков и пик…
На этом, как пишут историки, историческая жизнь города закончилась. Вскоре после завоевания крепости основные силы турок покинули город, оставив в ней небольшой гарнизон, а сама она стала одним из опорных пунктов в системе турецких укреплений в Крыму.
В настоящее время Судакская крепость находиться под охраной государства: она является филиалом Киевского архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей».
Крепость и по сей день довольно внушительна: 30 гектаров территории, более 2 километров стен по периметру. Двухметровой толщины стены достигают 8 метров высоты, а 14 хорошо сохранившихся башен вздымаются на высоту 15 метров.

В составе Российской империи
После русско-турецкой войны 1771-1774 годов Крымское ханство было объявлено независимым от Турции, и с присоединением Крыма к России началось усиленное освоение этого солнечного города. Екатерина II щедро раздавала земли своим приближенным. Так, князю Г. Потемкину достались лучшие крымские земли, в том числе и Судак. Он приказал выписать из Европы отборные виноградные лозы и высадить их в Судаке и его окрестностях, посадить ореховые, миндальные, инжирные, лимонные рощи. Здесь было открыто первое в империи училище виноделия. Князь Голицын основал в Новом Свете первый в России завод по производству игристых шампанских вин, и Судак становится центром марочного виноделия России.
В 1787 году здесь было приготовлено 31 846 ведер вина и 300 ведер коньяка. В 1794 году директор Судакской экономии Смирнов докладывал императрице, что «в Судаке и тамошней околичности делаемые вина предпочитаются в рассуждении их крепости и прочности всем прочим, вывозятся в довольном уже количестве в другие губернии и … до Москвы».
По сведениям собранным в 1888 году земской управой, в долинах Судака значилось более 1600 десятин виноградников, с которых получали до 500 тысяч ведер вина. В 1913 году С. Елпатьевский писал о своих «Крымских очерках»: «Есть основания ждать большого будущего для Судака. За это говорят не только обширность … Судакской долины, но ее индивидуальные черты, ее красота, наконец – географическое положение».
Историки ошиблись, говоря что «историческая жизнь города закончилась». Ныне история города продолжается в виноградарстве и виноделии. Сегодня Судак – центр уникальнейшего в Европе сельскохозяйственного района по производству марочного и шампанского виноделия.
И пока будет жив хоть один человек на судакской земле, он будет выращивать янтарные грозди и пить прекрасное вино…

Александр Чердак

залина

Сыгъдæг в переводе с осетинского означает Святой, а не река!Осетины - прямые потомки скифов-сармат и алан.И сегодня говорят на древнем аланском языке!Стыдно это не знать, если беретесь писать на эту тему!
Древний приморский город Сугдак(Судак), построенный в 212 году аланами, был взят Субедеем и Джебе. По словам Ибн-ал-Асира, местные купцы собрали все, что у них было ценного, и на нескольких кораблях переправились через море в мусульманские страны.

Отправить комментарий