Теплоходы и люди «Богом данной»

Феодосийский морской торговый порт называют главным причалом Крыма не зря. Один из старейших портов на территории Украины сегодня, в эпоху кризиса, не сдает позиции. Об этом говорят цифры: в прошлом году грузооборот порта превысил 2,46 млн тонн, при плане в 1,96 млн тонн. Предприятие выполнило план на 125,6%.  Эти показатели – результат каждодневного кропотливого труда портовиков на всех участках. Одним из крупных участков предприятия является портофлот: здесь трудятся 185 человек.

В портофлоте коллектив дружный
Портофлот Феодосийского порта насчитывает 23 судна. 4 теплохода осуществляют летние пассажирские перевозки.   
- У нас дружный коллектив, - рассказывает начальник портофлота Владимир Павлов, - мы гордимся ветеранами порта – капитаном «Ивана Кожухаря» Вячеславом Скрипкой, капитаном «Водолея -10» Юрием Соколовым, старшим механиком «Водолея -10» Семеном Мысиным, это люди, которые проработали на предприятии от 30 до 40 лет. Они делятся опытом с молодыми.
Здесь, в портофлоте, старшие товарищи передают знания коллегам помоложе. Передает свой опыт молодежи и В. Павлов, до 2009 года бывший в портофлоте капитаном-наставником.   

- Я коренной феодосиец, сначала влюбился в море, потом пришел в порт, было это в 1977 году, - улыбается Владимир Ильич, - вопрос «кем быть» передо мной никогда не стоял. Перед глазами пример отца - портовика, который по сей день трудится здесь, и предан родному предприятию.
Так же предан Феодосийскому порту и Николай Пиронков – капитан теплохода «Юрий Гарнаев». Судно, которое в прошлом году отметило 20-летний юбилей,  носит имя прославленного советского летчика, заслуженного летчика-испытателя и Героя Советского Союза, погибшего в 1967 году во время
тушения лесного пожара во Франции. О капитане теплохода очень тепло отзываются коллеги.
- Николай Николаевич - очень грамотный специалист, - рассказывает начальник портофлота, - пользуется заслуженным уважением среди товарищей. А главные качества любого капитана – спокойствие и уравновешенность. Все действия капитана должны быть взвешенными. Нужно сохранять спокойствие духа, чтобы вовремя принять правильное решение, особенно в экстренных ситуациях, а в море они иногда случаются.  
Сейчас у коллектива - горячая пора: плановый ремонт пассажирских теплоходов делают два раза в год – весной и осенью.

«Иван Кожухарь» готовится отметить 20-летие  
11 мая отпраздновал 20-летний юбилей теплоход «Иван Кожухарь», палубы которого вмещают 250 человек. А его бессменный капитан – Вячеслав Скрипка – в этот день отметил 71-й день рождения. Наверное, такая у них судьба: родится в один день, чтобы быть предназначенными друг для друга.
- Я пришел в порт в 1956 году, - рассказывает Вячеслав Георгиевич, - и другой жизни себе не представляю, потому что без моря жизни нет.
В. Скрипка родился и вырос в степном Кировском районе, но о море мечтал с детства.
- Видимо, на роду у меня так было написано, - утверждает капитан «Ивана Кожухаря», - дед был моряком, минером, это у нас – наследственное, брат – военный моряк, оба сына были моряками. Внук пошел по моим стопам, сейчас заканчивает учебное заведение в Севастополе. И тоже будет работать в порту.
Теплоход «Иван Кожухарь», сошедший со стапелей Ильичевского завода в 1990 году, носит имя героического командира боевых кораблей Черноморского флота, участника Керченско-Феодосийский десантной операции 1941 - 1942 гг., обороны Одессы. Моряки «Ивана Кожухаря» свой каждодневный труд героическим не считают.
- Задача команды любого судна – обеспечить качественный ремонт, проведение плановых и внеплановых работ, - продолжает рассказ В. Скрипка. - Бережное отношение к оборудованию, добросовестность при работе на судне – главные заповеди Феодосийского портофлота. А для нас это все важнее вдвойне, ведь ремонтом и обслуживанием теплохода занимается экипаж.
Экипаж «Ивана Кожухаря», состоящий из 13 человек, - профессиональный и грамотный, только так можно обеспечить бесперебойную и безотказную работу корабля. «Теплоход – одушевленное существо», - говорят моряки.
- Кроме специальности судоводителя, я получил профессию механика, в общей сложности учился в учебных заведениях около 15 лет, - говорит капитан «Ивана Кожухаря», - но и по сей день и я, и вся команда продолжаем учиться. Без этого нельзя. Поэтому теплоход в отличном состоянии, а ремонт его
мы больше никому не доверяем, делаем только силами команды.

«Иван Поддубный» носит имя знаменитого силача  
Ветерану Феодосийского портофлота теплоходу «Иван Поддубный» в этом году исполнилось 38 лет. Корабль носит имя великого борца и атлета Ивана Поддубного, который в 1893 – 1896 годах был портовым грузчиком в Феодосии и Севастополе.
В 1896 году в Феодосийском цирке Бескаравайного Поддубный победил очень известных в ту пору атлетов — Луриха, Бороданова, Разумова, итальянца Паппи. С того момента и началась карьера борца.
Красавец «Иван Поддубный» спущен на воду в Таганроге в 1972 году. С тех пор судьба теплохода неразрывно связана с Феодосией.
- Работаю в Феодосийском порту с 1963 года, - рассказывает Анатолий Жуков, бывший бессменным капитаном «Ивана Поддубного» до апреля 2008  года, - был учеником матроса, мотористом, затем получил профессию судоводителя-механика.  
В море Анатолия Михайловича привела юношеская романтика.
- Я – уроженец Воронежской области, приехал в 1956 году в Феодосию погостить к родственникам, и от моря уже не смог уехать никогда, - говорит он, - остался здесь. Пошел учиться морской специальности. Потом супругу свою встретил. Моя жизнь навсегда связана с Феодосией, морем и портофлотом.  
Понять Анатолия Михайловича несложно: тому, кто хоть раз прошелся с ветерком по волнам Черного моря, да еще за штурвалом, наверное, трудно сменить профессию. А за долгие годы плаваний скопилось много воспоминаний. С удовольствием вспоминает моряк о том, как несколько раз на палубе «Ивана Поддубного» бывали киношники.
- Во времена Советского Союза они приезжали часто, - вспоминает А. Жуков, - снимали разные фильмы, иногда участником действий был теплоход, иногда на нашей палубе располагалась аппаратура. В частности, на «Поддубном» снимали кадры фильма «Короли и капуста».
Но основная работа экипажа «Ивана Поддубного» из 6 человек – перевозка пассажиров. А они бывают разные: у каждого свой характер, свое настроение, свои проблемы.
- К каждому из пассажиров, а у нас полная загрузка – 130 человек, нужен свой подход, - уверен Анатолий Михайлович, - а это труд души экипажа. Бывали случаи, когда пассажиры от несчастной любви прыгали за борт, мы их не только спасали, но и успокаивали. Был раз случай, когда на экскурсию отправилась целая группа пионеров, так они укачались все. Пришлось оказывать и первую медицинскую помощь.   
К счастью, как уверяет бывший капитан, отдавший работе в порту 36 лет, в целом судьба теплохода «Иван Поддубный» вполне удачная.
- Мы никогда не попадали в аварийные ситуации, - говорит А. Жуков, - и, несмотря на солидный возраст, теплоход в прекрасном состоянии. Это – заслуга экипажа. Как же можно не любить теплоход, которому отдано столько лет жизни?

Дорогу – молодежи
В апреле 2008 года на капитанском мостике «Ивана Поддубного» Анатолия Жукова сменил Олег Мысин. Коренной феодосиец, родившийся в «Богом данной» в 1968 году, выбор сделал в 15 лет.  
- В порт пришел учеником слесаря по ремонту дизелей, потом выучился на матроса-моториста, - говорит Олег Семенович, - 7 лет ходил по морям, потом вернулся. Окончил механическое отделение, затем – штурманское. С 1998 года работал на рейдовом катере «Нептун». Второй год – капитан пассажирского судна «Иван Поддубный».
О. Мысин тепло отзывается о команде, с которой трудится бок о бок не первый год. И уверяет, что наметилась положительная тенденция: в портофлот приходят молодые специалисты.
- Это только Юрий Уваров у нас в экипаже обросший ракушками зрелый моряк, - улыбается Олег Семенович, - большая часть команды – молодые. Вот Сергей Семенов в 2008 году пришел старшим механиком, Олег Выдай в порту давно, но, овладев новой профессией, с прошлого года трудится на корабле сменным помощником капитана.
На вопрос о любимых занятиях отвечает просто: «главное хобби – семья».   
- В свободное время, а его бывает немного, весь без остатка отдаюсь семье, - продолжает рассказ капитан, - главное – чтобы на работе и в семье все было в порядке, тогда и настроение бодрое. Радостно на душе оттого, что оба сына хотят пойти по моим стопам. Старший, 19-летний, учится в Керчи в высшем училище, младший, 13-летний, пока школьник, но думает о море серьезно.
Бывалые моряки уверяют, что подрастающее поколение выбирает профессию осознанно.
- Я, например, своих ребят никуда не агитировал, - подчеркивает Олег Мысин, - они сами с детства тянутся к профессии моряка.  Наверное, так и должно быть: мой отец Семен  Мысин проработал в порту более 40 лет. Я отдал порту 27  лет, и дети собираются продолжить наше дело. Думаю, это правильно.

«Иван Голубец» отпраздновал 35-летие  
18-летним парнем пришел в порт Сергей Дрёмин - капитан теплохода «Иван Голубец». О 36 годах жизни, отданных родному предприятию, не жалеет.
- В порту с 1974 года, - делится воспоминаниями Сергей Дрёмин, - окончил «мореходку», ушел в армию, вернулся. Был матросом, капитаном самоходной баржи, капитаном судов  «Нептун» и «Геркулес», в 2003 году принял «Ивана Голубца».
Теплоход «Иван Голубец» построен в Таганроге в мае 1975 года, и уже отпразднуовал 35-летний юбилей. Носит имя матроса-пограничника, который 25 марта 1942 года в Стрелецкой бухте осажденного Севастополя во время пожара на торпедном катере, сбрасывая глубинные бомбы в воду, ценой собственной жизни спас от гибели сотни людей с соседних катеров. За что и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Теплоход, берущий на борт 130 человек, обслуживает экипаж из 9 человек. Один из них – ветеран порта Юрий Матвеев, который работает на предприятии с 1988 года. С 1997 – моторист-матрос «Ивана Голубца».
- В команде должно быть чувство локтя, и это напрямую относится к нашему экипажу, - говорит Ю. Матвеев, - любой член экипажа может заменить товарища, всегда подставить плечо помощи, протянуть руку. Поэтому и теплоход в хорошем состоянии, ведь мы все вместе болеем душой за конечный результат.
Полностью поддерживают Юрия Ивановича и другие члены экипажа: старший механик Олег Ветик и матрос 1 класса Сергей Удовик.    
- Команда у нас дружная, - уверен капитан, - есть и ветераны порта, есть и молодежь. Я несу ответственность за людей, которые поднимаются на борт. И точно так же команда отвечает за пассажиров. Мы вместе несем ответственность. Труд моряка тяжелый, как морально, так и физически, и люди у нас работают не только за деньги. Если нет любви к своему делу, то ничего хорошего из этого не выйдет. Безответственным у нас не место.
Проблемой Сергей Дрёмин считает лишь одно обстоятельство: ветераны портофлота – пенсионеры не хотят уходить с командирских должностей. Поэтому молодежь не очень охотно вступает в ряды моряков: не видит перспективы карьерного роста.     
Лишь тенью по лицу капитана пробегает грусть, затем оно озаряется широкой улыбкой.   
- У меня была мечта: стать моряком, - говорит он, - она сбылась, я сделал все возможное. Родом из Курска, после окончания 8 класса приехал в Феодосию, военным моряком был дядя, и теперь моя жизнь навсегда связана с Феодосией и портом. И как может быть по-другому, если здесь я нашел не только верных и надежных товарищей, но и надежный тыл в лице жены? Все редкие свободные минуты отдаю жене и ребенку, они – мое главное богатство.

Гульнара Мацук

Как открыть фото

Чтобы посмотреть фотографии большими - щёлкните правой кнопкой мышки и выберите "открыть на новой странице".

Отправить комментарий