Пятница тринадцатое и Николай Гоголь

Пятница тринадцатое и Николай Гоголь

Кому пятница тринадцатое, а кому день Мокоши
Пятница, 13 – с чем вас и предупреждаю, дамы и господа. Общеизвестно, что пятницы 13-го боится каждый пятый европеец и каждый второй американец. А вот по поверьям восточных славян, пятница 13-е - большая лотерея, так как в этот день может случиться все что угодно: от самого страшного, до самого хорошего. Потому что покровительница этого дня – святая Параскева Пятница – женщина вздорная и своевольная, а потому – непредсказуемая. Как ей заблагорассудится, то и случится с человеком: приглянешься ты ей – и будет тебе сопутствовать удача и везение до самого дня Ивана Купала, а уж если невзлюбит, то берегись – потеряешь все, что имел, а то и жизнь отнимет страшной болезнью. А не попадешься ей на глаза – ничего не произойдет. Отмечать этот день не стоит, так народное поверье гласит: «Кто же в сей день пригубит вина хлебного или зеленого, пива или браги, с тем немедля случиться несчастье. А уж кто напьется пьян, то пусть выбирает меж сумой и тюрьмой, меж сумой и могилой…»

… и с чертями сидел за одним столом…
В Европе традиционно считается, будто корень этого суеверия в евангельском рассказе о Тайной вечере Христа и апостолов, когда за столом оказались как раз 13 человек: Иисус и 12 его учеников. Тринадцатым был предатель Иуда Искариот. Есть и другие толкователи Священного Писания, утверждающие, что именно в пятницу Ева и Адам по наущению Змея вкусили запретный плод с древа познания добра и зла. И в пятницу же 13-го Каин убил Авеля, и так далее. Вышеизложенные версии считаются общепринятыми как в Европе, так и на Американском континенте. А вот у восточных славян на этот счет есть своя версия, уходящая корнями в дохристианское, языческое прошлое. По этой версии пятница 13-го приносит столько же несчастий, сколько и удачи. Или же не приносит ничего. Все зависит от человека – и плохой и хороший получат по заслугам. Но при условии, что они попадутся на глаза или под горячую руку Параскеве Пятнице - христианской святой, которая в мифологии восточных славян покровительствует женщинам и матерям, но не забывающая и о мужчинах. Пятница ведет происхождение от Мокоши, женского божества, включенного в состав языческого пантеона киевским князем Владимиром Святославичем. «Память о Мокоши в России, Малороссии, Белой Руси и, отчасти, в Крыму сохранялась и доныне, слившись после принятия христианства с образом Параскевы Пятницы. Мокошь представлялась как женщина с длинными руками, с распущенными волосами и в свободной рубахе. Ночами Мокошь прядет кудель, и ее прядение напрямую связано с судьбой, которую она может запутать и оборвать», - так написал в своей парадоксальной книге «Гоголь и черт» известный российский писатель и публицист Дмитрий Сергеевич Мережковский в 1906 г. А далее продолжил: «Конечно, можно не верить в Мокошь и чинимое ею над людьми в пятничный день 13-го числа, если бы не одно обстоятельство, рассказанное мне графом Толстым:
- Незадолго до своей кончины ко мне приехал Николай Васильевич (Гоголь) и рассказал, будто когда он проводил ночь в молитве, к нему пришла Мокошь и предрекла ему скорую смерть, потому что в Ее день, т.е. в пятницу 13-го дня, он напился пьян до изумления. Им овладели ужас и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжег их все вместе со второй частью Мертвых душ. С тех пор он впал в мрачное уныние и через несколько дней умер (21 февраля 1852 г.)… Вообще же, разлюбезный Дмитрий Сергеевич, мне думается, что Ивана Васильевича не Мокошь сгубила - тут Гоголь лукавит. На самом деле, как мне думается, его Господь покарал, за то, что он накоротке якшался с чертями и прочей нечестью. Да вы вспомните его Вия – такого нельзя придумать. Убежден, что Гоголь присутствовал при тех событиях и с чертями сидел за одним столом. Сам он ведьмаком не был, как об этом поговаривают досужие обыватели, поскольку в церкву ходил и молился истово. Но вот то, что нечистая сила к Гоголю была благосклонна – это святая правда. Видать, Диавол избрал его посредником в своих делах с Господом, нашему разумению недоступных…».

…спорную душу разыгрывают в карты…
Вчитавшись в произведения Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место», «Вий» и «Страшный кабан» вполне можно согласиться с графом Толстым, что «…Гоголь присутствовал при тех событиях и с чертями сидел за одним столом». По воедино сведенным крупицам недомолвок и иносказаний, разбросанных Гоголем в этих произведениях, внезапно приходишь к поразительному выводу: Бог отнюдь не всемогущ, так как, если верить Гоголю, человеческими судьбами управляет не только он, но и Мокошь. А в редких случаях, когда продашь черту душу, то и Дьявол.
В своих произведениях Гоголь объясняет, почему именно в пятницу 13-го и почему именно Мокошь может запросто изменить судьбу любого человека. Дело в том, что в этот день Господь и Дьявол встречаются в каком-нибудь «захолустном питейном заведении», или «затрапезном шинке на отшибе», и здесь Господь, по настоянию Дьявола, «сообщает Лукавому, сколько человеческих душ должны будут покинуть земную юдоль от одного дня летнего солнцестояния, до следующего».
По Гоголю, происходит это следующим образом: каждую пятницу 13-го Бог, под видом странствующего тщедушного монаха, или убогого юродивого, обходит свои земные владения, желая убедиться в том, о чем ему сообщают ангелы. А «Лукавый неприметно следует за Господом», замаскировавшись под разухабистого запорожского казака. И как только Бог устанет и зайдет куда-нибудь передохнуть-перекусить, то Дьявол тут же подсаживается к Богу за стол и уговаривает рассказать о том, сколько человек умрет в следующем году и кто именно. На уговоры у Дьявола уходит время от захода солнца в пятницу, до рассвета субботы. Вот в этот промежуток Мокошь и распоряжается человеческими судьбами, по своему усмотрению, так как ни богу, ни лукавому до людей дела нет – они спорят.
Но, в конце концов, Лукавый уговаривает Бога, и тот рассказывает Дьяволу о своих планах. И вот, с субботы 14-го и до дня летнего солнцестояния, когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя, а в народе - праздник Ивана Купалы, Дьявол пытается увести от Господа как можно больше человеческих душ: он рассылает по Земле своих помощников – чертей, а те или искушают людей, или напрямую скупают их души. А поскольку, как утверждает Гоголь, за одну и туже душу борются и черти и ангелы, то случаются накладки: душа и для рая не годиться - греховна, и до ада недотягивает – излишне благочестива. Вопрос о спорной душе решается тоже очень просто: Господь и Дьявол вновь встречаются в каком-нибудь «захудалом шинке» и спорную душу разыгрывают в карты или в кости. Кто выиграл – того и душа. По Гоголю, Бог и Лукавый садятся за игру в ночь на Ивана Купала, и играют до зари. Вот тут-то, поскольку всесильные заняты, Мокошь вновь «правит бал»: кого наградит удачей, кого простит и ничего плохого не сделает, а кого и того…

Хочешь стать ведьмой – будь!
Пятница 13-го, как опять-таки утверждает Гоголь, единственный день, в который, если хочешь чего-либо добиться, нужно поставить перед собой цель. К полуночи методы и средства достижения цели должны быть четко определены и записаны на листе бумаги. В полночь, если повезет, придет Мокошь и прочтет написанное. Если ей бизнес-план понравиться – удача в кармане. А если нет – то тут уж ни Бог, ни Лукавый не помогут.
Кстати, иногда Мокошь, «по только Ей известной причине», наделяет человека способностью летать на метле и лечить людей травами да заговорами. В народе их называют белыми ведьмами или, если это мужчина, ведьмаками. В отличие от черных ведьм - в народе их прозвали каргами, и душа их принадлежит Дьяволу - белые ведьмы наделены Мокошью веселым нравом и страстью в сласть погулять да не зло подшуть-побезобразничать. По отношению к добрым людям, белые ведьмы хлебосольны и любвеобильны: вспомните Солоху из «Вечеров на хуторе близь Диканьки»! А вот злому человеку, попадись он белой ведьме, обязательно не поздоровиться.
Гоголь утверждает, что ведьмой или ведьмаком может стать каждый. Ту главное в пятницу 13-го найти Мокошь, и до рассвета успеть уговорить ее подарить чуток волшебной мази из цветков папоротника. Как только натрешь перед зеркалом тело мазью – тут же станешь ведьмой, или ведьмаком…
Принимать на веру все вышеизложенное совершенно не обязательно. Современная наука отрицает существование и бога и черта и Мокоши и прочее потустороннее. Да и папоротник то не цветет – уж так он утроен Природой…
Так-то оно конечно так, я и сам в это не верю, но есть маленькая закавыка: как-то в 1980-е годы, в пятницу 13-го, будучи проездом в Москве, я пришел на Новодевичье кладбище, посмотреть на могилы известных людей. И вот, у могилы Гоголя, ко мне подошел дряхлый старик и ни с того ни с сего вдруг сказал:
- Юноша, на самом деле Иван Васильевич Гоголь был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря при огромном стечении народа, так как никто не верил, что Гоголь и взаправду умер. А в1931 году его почему-то решили перезахоронить сюда, на Новодевичье. Так вот, я присутствовал при этом перезахоронении и, хочу сказать вам, юноша, что в какой-то момент церемонии гроб приоткрылся, и все присутствующие увидели, что покойник за почитай 80 лет в могиле ни чуть не тронут тленом. Видать, он все же выпросил у Мокоши волшебную мазь…

Александр Чердак

http://kolyada.com/Gogol.jpg

http://kolyada.com/Gogol.jpg

Спасибо!

Спасибо за ссылку - рисунки там просто удивительные и как нельзя лучше служили бы иллюстрациями к моей рассказаке. Можно использовать? А кто автор?

С уважением, Александр Чердак (Балаганов)

Отправить комментарий